MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Субсидия, судебный приказ, судебная расправа

07.10.2010   
Владимир Бацунов

Интервью эксперта Харьковской правозащитной группы по вопросам ЖКХ Михаилом Гаевским.

Михаил Петрович, поделитесь, пожалуйста, Вашими соображениями о сегодняшней государственной политике по поводу субсидий. Каковы её возможные последствия?

Понятно, это произошло непроизвольно и министр труда и социальной политики В. Надрага проговорился, что 90–95% украинцев будут обеспечены субсидиями. Получается, это политика правительства. Иными словами, политика правящего класса в данном случае – вытолкнуть как можно большее количество людей на субсидию, то есть сделать их, по сути дела, иждивенцами. Ну, есть принцип «удочки и рыбы». Так вот, вместо того, чтобы дать людям «удочку», то есть стимулировать их сначала к учёбе, к хорошей работе, достойным заработкам, соответственно и к достойным пенсиям, им дают «рыбу» в виде этих вот подачек. Можно ещё взять огромную армию льготников – ведь у нас порядка четырёх десятков категорий льготников, которые тоже, получается, сидят на шее у государства. Ни в одной стране міра такого просто нет, потому что ни один бюджет, даже бюджет самых мощных в экономическом отношении государств, таких как Соединённые Штаты, ФРГ, Великобритания такой нагрузки просто не выдержит. Эти патерналистские настроения – следствие того, что у власти сейчас находится бывшая комсомольско-партийная шантрапа, которая привыкла к патернализму, и государство ведёт патерналистскую политику в отношении своих граждан. Кроме того, вытолкнув как можно большее количество граждан на субсидию, власть сделает их зависимыми, зависимыми от себя, и, естественно, она имеет цель их запугать, и, конечно, этой огромной массой людей будет легче манипулировать. Далее отслеживается следующий момент – изменения, внесенные в различные законодательные акты Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», введение так называемых судебных приказов (я рассуждаю применительно к жилищно-коммунальному хозяйству).

Что это за «судебные приказы»?

Это изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс Украины, в Уголовно-процессуальный, в апелляцию, в кассацию Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». Причём изменения в сторону ужесточения. Возьмём ГПК 2004 года. Приказное производство, раздел второй. Тут чётко написано: «Судебный приказ является особой формой судебного решения о взыскании с должника денежных средств или истребовании имущества по заявлении лица, которому принадлежит право такого требования» (п. 1, ст. 95. Взыскание на основании судебного приказа). То есть, это касается бесспорных должников. «1. Судебный приказ может быть выдан, если: 1 заявлено требование, основанное на сделке, совершенной в письменной форме; 2 заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику суммы заработной платы; 3 заявлено требование о компенсации расходов на проведение розыска ответчика, должника, ребёнка или транспортных средств должника. 2. Судебный приказ может быть выдан и в других случаях, установленных законом (ст. 96. Требования, по которым может быть выдан судебный приказ)» – обычно это ещё были алиментщики. Ну, что может алиментщик сказать в свою защиту, если он не платит алименты? Ничего. Бесспорный должник. Что они делают? Они дополняют пункт 1 статьи 96 таким подпунктом (теперь это подпункт 3): «заявлено требование о взыскании задолженности за оплату жилищно-коммунальных услуг, телекоммуникационных услуг, услуг телевидения и радиовещания с учётом индекса инфляции и трёх процентов годовых, начисленных заявителем на суму задолженности». То есть кабельщики, например, теперь берут и делают любого, кого захотят, должником. А человек сидит и не знает: может быть, на него кто-то что-то написал и уже выдан приказ. Замечательно, да? И получается, если кто-то ослушается, немедленно следует расправа в виде судебного приказа, что у нас в Харькове уже начали опробовать.

Поясните, пожалуйста – что значит «ослушается»?

Выписывается приказ и любого человека – абсолютно любого, даже аккуратного плательщика, можно сделать неплательщиком, должником. То есть коммунальное предприятие фальсифицирует бумажку, согласно которой данное лицо – вы, я, ещё кто-то – является должником, приходит в суд и на основании этой бумажки – заявления – судья выносит судебный приказ: «Взыскать». Далее следует процедура, которая прописана в этих изменениях, которую судьи уже начали нарушать. Они и раньше нарушали процедуру: выносили заочные решения, не высылали людям повесток, рассматривали иски без них и т. д., передавали в исполнительную службу. Исполнительная служба, в свою очередь, тоже не выполняла всех требований, то есть не вызывала людей, не интересовалась, и люди узнавали о том, что над ними уже совершена судебная расправа, когда у них из пенсии или из зарплаты начинали вычитать деньги, а сейчас эта процедура упрощена. Достаточно выписать судебный приказ, но по закону судья как обязан поступать? Он обязан в тот же день выслать письмо с уведомлением лицу, против которого это сделано – должнику. Этого не делается. Ко мне уже приходил человек, в отношении которого эта процедура была нарушена, то есть он получил судебный приказ на седьмой или на восьмой день, и ему принесли его не под роспись, а сунули в дверь.

Но если человек получит судебный приказ вовремя, он ведь может его оспорить?

Может – в течение десяти дней с момента получения. Как только я расписался, наступает срок в десять дней, в течение которых я могу судебный приказ оспорить.

Вы говорите, что коммунальное предприятие любого человека может сделать должником. Разве это что-то новое и раньше такого не было? Или Вы имеете в виду, что как только появилась возможность выписать такой судебный приказ, сделать человека должником стало легче?

Конечно. Эта процедура элементарно упростилась. Раньше она была сложная и длительная. Человек мог написать жалобу, когда узнавал, что против него было принято такое решение – времени было достаточно. Мы сейчас, кстати, оспорили через Генеральную прокуратуру всю такую цепочку и нашли виноватых. Но, к сожалению, их наказать не удалось, потому что, как обычно бывает в таких случаях? – тот уволился, тот уехал и т. д. Но, тем не менее, справедливость была восстановлена, и человеку всё было компенсировано. Ещё раньше мы оспаривали подобные вещи через Высший Совет судей Украины. Сейчас же, если процедура будет нарушена и в десятидневный срок ты приказ не оспорил – всё, конец.

Обжалованию не подлежит?

В таком случае я должен буду обращаться аж в апелляционный суд, или в Верховный Суд, писать жалобы на этого судью, какой он нехороший, какой он ненормальный и т. д., а исполнительные службы будут продолжать вычитать из моей зарплаты или пенсии деньги в пользу коммунального предприятия. Вот и выстраивается логическая цепочка: тарифы повысятся, людей выгонят на субсидию, а тех, кто что-то не успел оформить, начнут таким вот образом репрессировать, и огромные массы людей будут просто запуганы, а этой массой, повторюсь, можно легко манипулировать. Всё это носит системный характер. Получается, что сразу нарушаются две статьи Конституции Украины: меня ограничивают в правах (ст. 64) и принуждают делать то, что не предусмотрено законодательством (ст. 19). Соответственно, нарушаются и международные законы: в Европейской социальной хартии чётко написано, что плата за жильё должна быть доступна малообеспеченным гражданам. Тут же идёт нарушение Декларации прав человека, потому что суд должен быть какой? Справедливый и т. д. А здесь что получается?

Судебный произвол.

Совершенно верно. Он задуман сверху. С какой целью?

Не с благой, это точно. Субсидии оправданы для людей малоимущих – пенсионеров с маленькой пенсией, инвалидов и т. д.

Обычно ссылаются: вот за рубежом… Но за рубежом субсидии получают доли процента от всего населения, и получают маргиналы. В основном это иммигранты, которые приезжают в какую-нибудь страну и ни языка не знают, ни работы, соответственно, не имеют. Вот им выделяется субсидия. Или люди, которые потеряли работу. Они стоят на бирже труда и им выплачиваются какие-то пособия. Они ищут, они должны искать работу, потому что нахождение на этой субсидии по времени ограничено, то есть там человека стимулируют к тому, чтобы он развивался, другими словами ему дают «удочку». А у нас – наоборот, у нас всё идёт к тому, чтобы сделать как можно больше людей иждивенцами, лишить их инициативы, ведь субсидия касается и молодёжи, студентов, молодых специалистов. Ну и, отдельный разговор о судьях, как они себя ведут, когда осуществляют этот судебный произвол, то есть прямое нарушение ст. 129 Конституции, где прописано, какие должны быть судьи. Да ещё после этих изменений Конституционного суда (от 30 сентября сего года – В. Б.) стало вообще ничего не понятно. Сейчас они вернули всё в 2004 год, правильно? Вернули, но новый закон о «Судоустройстве и статусе судей» основан на изменениях в Конституции 2004 года. Получается, этот новый закон уже не может действовать. Я беру только ЖКХ. Выходит, эти изменения «о судебном приказе» и т. п. должны быть отменены, и мы возвращаемся опять в старый Гражданский процессуальный кодекс. Как здесь теперь быть? Отмена политреформы 2004 года влечёт за собой пересмотр множества правовых и нормативно-правовых актов.

Как это выглядит на практике?

Возьмём, например, телекоммуникационные услуги. Может неделями, месяцами не быть сигнала и человек перестаёт платить. Ему и в голову не приходит взять и составить акт о том, что сигнала нет – нет и нет, он и не платит. А как он докажет, что не было сигнала? Никак. По любой мелочи нужно составлять бумажку. То же самое по жилищно-коммунальным – месяцами нет горячей воды, отсутствует отопление. Народ, естественно, либо не платит, либо платит по чуть-чуть: оно чуть-чуть греет, он чуть-чуть и платит, но при этом он бумагу не составляет никакую. Или составляет, у него уже целая пачка этих актов, но теперь на меня составят приказ и я не смогу доказать, что я прав. Ведь я кучу людей отбил от тепловых сетей, потому что говорю: «Составьте такую бумагу, такую бумагу, такую бумагу, в суде потребуйте, чтобы они принесли доказательства вот такие, вот такие и вот такие». И когда начинается принцип состязательности, принцип равенства сторон, человек доказывает, что претензии коммунальщиков абсолютно беспочвенны. А теперь он искусственно лишён возможности защищаться.

Или эту защиту делают проблематичной.

Да. То есть человеку даётся ограниченный срок в десять дней. Хорошо, я подготовлен, к примеру, и то, а ну-ка попробуй за десять дней побегать, всё это собрать, написать, отнести туда и посмотреть, как ещё судья отреагирует.

Что же людям делать?

Первым делом должны быть бумажки, в обязательном порядке. То есть на любые действия или бездействия коммунальщиков тут же составлять бумажку.

Вот, например, не топят. Что делать в данном случае? Кого вызывать? Куда идти?

В этом случае просто составляется акт о том, что отсутствует тепло. Акт составляют сами потребители и подписывают, должно быть минимум две подписи – твоя и соседа. Называется это, например, «Акт-претензия о некачественном предоставлении услуг КП ХХХ за такой-то период», слева: «город такой-то, справа – дата (когда акт составлен)». Далее: «Мы, жильцы дома № такой-то на основании ст. 18 Закона Украины „О жилищно-коммунальных услугах“ составили данный акт-претензию о следующем: 1. С такого-то по такое-то число приборы отопления не работали, квартира обогревалась методом самообогрева; 2. Горячее водоснабжение не производилось с такого-то по такое-то число. Температура горячей воды в такой-то период была столько-то градусов, ниже сорока (если ниже сорока, оплата не производится), а в дневное время, допустим, с семи до одиннадцати, её температура колебалась в пределах 42–45 °С. На неоднократные обращения в КП ХХХ должностные лица не реагируют и указанные недостатки не устраняют. Контактный телефон такой-то. Моя подпись и подписи соседей». Всё – это документ, который имеет юридическую силу. Я с него снимаю копию и посылаю на имя директора КП ХХХ. И так же по всем услугам. Нет телевизионного сигнала – фиксируй, нет телефонной связи – фиксируй. Ну и, посмотрим, что дальше будет.

Посмотрим. Спасибо Вам большое за беседу.

 Поділитися