MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Интеллигенция и революция.» Часть 1

07.03.2005   
Инна Сухорукова, г.Харьков
По мнению автора то, что в Харькове, городе с большим количеством ученых, студентов, технической интеллигенции большая часть избирателей проголосовала за Януковича - за бандитскую власть, пронизанную коррупцией и ложью, есть результат спекуляции старой власти на дружбе с Россией, провозглашение создания нового союза с ней в той или иной форме.
Я пыталась написать эту статью и два, и три месяца назад, когда меня поражало и просто убивало то, что в моем родном Харькове, городе с большим количеством ученых, студентов, технической интеллигенции (как нам в детстве говорили – третьем по значению и величине городе СССР) голосуют – за кого? За бывшего уголовника, ставшего на удивление всему миру премьер-министром Украины, за бандитскую власть, пронизанную коррупцией и ложью?

В один из дней «оранжевой революции», уже после 26 декабря, когда смертельный ужас от того, что может случиться со страной в случае победы кандидата от власти, немного отступил – Ющенко уверенно победил в 17 областях, мне позвонила журналистка из Израиля. Кто-то из бывших харьковчан дал ей мой телефон. Журналистка – тоже харьковчанка, уехавшая в начале 90-х, умоляющим голосом спросила: «– Скажите мне, ведь это неправда!? Российское телевидение врет? В Харькове все наоборот? – Что наоборот? – не поняла я. – Ну в Харькове ведь 2/3 голосов «за Ющенко», а не «за этого Януковича»– всем же ясно, что он не может быть президентом…»

Мне пришлось разочаровать бывшую харьковчанку… «– Вы ведь уехали – и так очень многие. Харьков был сначала донором для Москвы, потом для Киева, Нью-Йорка, Мюнхена и т.д. – Но ведь все уехать не могли! – Да… – сказала я – дело не только в этом.»

И попыталась объяснить ей, что происходило у нас в эти месяцы: и про телевидение, которое последние годы выполняло роль информационного киллера просто убивая оппозицию, про потоки лжи, которые выливались на голову Ющенко целыми днями.

«– Но Вы ведь не поверили этой лжи, и с Вами еще одна треть харьковчан»– сказала журналистка. Ничего убедительного я ответить не могла. Потому что и сейчас не понимаю, как харьковская интеллигенция: доктора наук, поэты, журналисты, которых еще много осталось в Харькове – далеко не все уехали в дальние страны – могли голосовать за любого представителя гнилой власти, которая к тому же насилует тебя, отбирая право выбора. Как, глядя в лицо Ющенко, – открытое, хорошее человеческое лицо, можно было верить, что он нацист, антисемит, эсэсовец, и прочий бред, который нам навязывали провластные газеты и телеканалы? А попытка его отравления? Как нормальный человек должен прореагировать на такое преступление? Что он должен был ощутить кроме сочувствия жертве преступления и ужаса от того, во что превратилось наше государство?

Тем людям, с которыми я разговаривала, я пыталась объяснить, что Ющенко человек образованный и культурный, что у него европейское мышление, по сути исключающее интегральный национализм. От киевлян я знала, что у Ющенко много друзей разных вер и национальностей. Иногда (очень редко) меня слушали. Как правило, с мрачным и каким-то отмороженным выражением лица, начинали что-то возражать про его окружение, среди которого сплошные фашисты и антисемиты вперемежку с ворами. Казалось, что масса моих знакомых под гипнозом или в состоянии острого психоза. Как иначе можно объяснить тезис, озвученный еще совсем не старым человеком с высшим образованием, что если Ющенко придет к власти, нас захватят американцы?

Я все время думаю, как же нужно не любить свою страну, чтобы поставить ее на край гибели? Ведь единственным идеологическим преимуществом старой власти, которая себя полностью скомпрометировала, но цеплялась за власть и возможность править любой ценой – была спекуляция на дружбе с Россией, провозглашение создания нового союза с ней в той или иной форме.

Теперь, по прошествии некоторого времени, я думаю, что это и было основной скрытой причиной того, что массы интеллигентных (и не интеллигентных, но тоскующих по СССР) харьковчан, голосовали против Ющенко.

Впрочем, не только харьковчан…

Как много людей охотно впустили в свои головы и свои души весь этот телевизионный «бред сивой кобылы» в июльско-октябрьские дни и ночи, потому что в самом уголке подсознания у них теплилась неоформленная в слова надежда: а вдруг выйдет? Вдруг как-то получится снова слепить что-то вроде бывшей российско-советской империи, какой никакой, но союз с Россией?

И неважно, что в истории никогда ничего подобного не бывало – империи, распадаясь, обычно не регенерируют по щучьему велению, а продолжают распадаться дальше. Имперский комплекс, так называемый «великодержавный шовинизм»– это болезнь, которая даже разумных и уважаемых людей лишает какого бы то ни было нравственного и тем более политического чутья.

Блестящим подтверждением этому является открытое письмо в защиту чести и достоинства русского человека, которое подписали десятки человек, как они сами себя скромно определили, «интеллигентов». Это открытое письмо появилось уже после выборов, и поэтому авторы предлагают не считать себя «конформистами». Почему – непонятно! Потому что победил не тот кандидат, которого они поддерживали? Неужели они и вправду предполагают, что от Ющенко можно ожидать репрессий по отношению к авторам открытого письма, если те, кто делал все, чтобы его унизить и даже убить, мирно собираются в ряды непримиримой оппозиции, и желают реванша во что бы то ни стало? Вот от его соперника можно было бы ожидать репрессий, причем любых, по отношению к оппозиционерам, пусть даже таким же невинным, как сочинители этого открытого письма.

Но, похоже, им это непонятно, как непонятно и то, что нельзя в президентской республике обвинять бывшего премьер-министра во всех бедах русского языка в Украине. А именно в этом обвиняют нынешнего Президента Ющенко подписанты, забывая о том, что именно Кучма, желая завоевать электорат на Западной Украине на выборах 1999 года, обещал максимальную поддержку украинскому языку и культуре. Благо, Кучме это ничего не стоило, да никто и не собирался это выполнять.

Неужели те, кто подписали это письмо – поэты, актеры, журналисты, социологи, политологи – этого не понимают? Но даже, если все беды русского языка начались именно при Ющенко, а он это не учел или проморгал – при чем здесь выборы? Неужели неясно, что его противнику не нужна никакая культура, ни русская, ни украинская? Мне кажется, что они надеялись на то, что кучмовская «многовекторность», а точнее, словесные колебания между Европой и Россией закончатся на его преемнике. Балансировать так долго между двумя полюсами при нынешних российских и европейских интересах просто невозможно. Подписавшим письмо сознательно или подсознательно хочется в Россию, пусть хоть в виде усеченной конфедерации, которую предлагал Янукович. Но, если твоя родина – Россия, зачем выбирать тем, кто любит эту страну, уничтожение, стыд и рабство, возведенные в ранг государственной политики?

Да, и то это в лучшем случае, а в худшем – прямая диктатура олигархических кланов, при которой такого открытого письма вполне достаточно, чтобы получить по голове (в прямом или переносном смысле).

Журналистка из Израиля оказалась гораздо большей патриоткой Украины, чем наши подписанты. Как там в песне поется: «Мой адрес не дом и не улица – мой адрес Советский Союз?»

Вот что действительно поражает и в этом письме, и в поддержке кандидата в президенты от власти значительной частью нашей пророссийски ориентированной интеллигенции – это эгоизм. Тот самый дремучий эгоизм, о котором писал Достоевский: «Миру провалиться или мне чаю не пить?»– ответ: «миру провалиться!». За полтора века ничего не изменилось. Настолько слеп великодержавный шовинизм, что некоторые пророссийски ориентированные интеллигенты еврейской национальности в упор не видят ни российских скинхедов, ни все возрастающий государственный антисемитизм и ксенофобию в соседней стране, однако неудачную фразу вице-премьера Николая Томенко, что украинской культуре не нужны кобзоны, табачники и поплавские раздули так, как будто Томенко говорил об их национальности, а не о прямом участии в грязной травле оппозиции.

Неужели в спокойной и веротерпимой Украине мы начнем теперь разбираться кто еврей, кто русский, татарин и т.д.? Эгоизм слеп: пусть к власти окончательно придут бандитские кланы – зато мы без всяких таможен будем ездить в Россию.

Не странно ли, что те же граждане на словах тихо презирали или остро ненавидели Кучму с его многовекторностью, которая и проявлялась, как я уже писала, и закрытием русских школ в таких городах как Харьков, и пренебрежением к любой культуре, достаточно посмотреть весь гуманитарный цикл, который изучают в обычной средней школе. Любому гуманитарию станет дурно, на каком бы языке он ни говорил. Почему нужно говорить только о языке, и только о русском? А как быть с тем месивом, которым пичкают наших детей на уроках истории?

Янукович обещал Украине двуязычие, и на каком основании человеку из команды Кучмы поверили – непонятно. Из-за поддержки Путина и других одиозных российских личностей? Неужели в России сейчас настолько привлекательная власть, что хочется такой же и в Украине?

Парадоксально, но именно крайняя непривлекательность языковой и культурной политики Кучмы толкала массы харьковчан в объятия той же власти, но в ухудшенном варианте. Парадоксально, но в сверхкоррумпированной кучмократии искали спасения от «воровки»Тимошенко.

Советские люди в массе своей – очень плохие граждане. Они остаются плохими гражданами в любой стране, куда эмигрируют. Высокая концентрация сервильности с чисто житейским эгоизмом дает самый нежелательный тип для страны и общества: инфантильного эгоцентрика. Такой человек не имеет ни идеалов, ни идеологии. Он весь погружен в свои интересы и не хочет думать о проблемах страны, в которой живет. Страшно подумать, что 2/3 жителей Харькова ощущают себя эмигрантами в родной стране. Еще страшней понимать, что это неизлечимо. Одна надежда на молодых, тех, кто родился во время и после перестройки.

Вообще – сторонники двух лидеров кампании часто просто ненавидели друг друга. Этого не было в 1999 году, когда речь шла о выборе идеологии: Кучма против коммуниста Симоненко. Были споры, раздражение, но не было распавшихся семей, детей, ушедших от родителей, драк в классах и аудиториях. Те, кто был «за Ющенко», не мог простить оппонентам нравственной и гражданской слепоты. Голосовавшие «за Януковича», в свою очередь, не хотели знать иное мнение, как верующие фанатики или ортодоксальные коммунисты. Подмена гражданских ценностей личными интересами тем более неприятна, когда ни за первое, ни за второе человек не готов бороться. Homo sovetiсus просто ждет, что все должно упасть ему с неба: язык, культура, пенсии и т.д. А с неба ничего не падает. И за свой язык и культуру нужно бороться, причем, не оскорбляя представителей других культур, иначе общество обречено на межнациональные конфликты. Причем, бороться приходится всегда, даже с самой демократической властью. Демократия тем и отличается, что граждане имеют возможность требовать от власти то, что для них ценно. Но даже этот примитивный постулат не приходил в голову нашим согражданам, голосовавшим за явно не демократическую власть.

Нелюбовь к украинской культуре, восприятие ее как второсортной – имперская болезнь, и она тоже не лечится. Нужно просто вернуть русский язык и литературу в тех регионах, где большинство населения этого страстно хочет, в том объеме, в котором его изучали раньше. В ВУЗах позволить всем желающим обучаться на русском языке, в медучреждениях позволить вести документацию на русском языке. Однако люди, живущие в Украине и не владеющие украинским языком, не должны претендовать на роль госслужащих. Ведь это не только украинская проблема. В Америке есть испаноязычные штаты, в которых можно жить, учиться в средней и высшей школе, работать и не знать английского языка, но человек, не знающий английского, никогда не станет государственным чиновником.

Если хотеть успокоить Восток и Юго-восток Украины, то помимо улучшения экономического положения(а это обязательный фактор для всей Украины), нужно на законодательном уровне закрепить двуязычие, хотя бы решением местных Советов, и передача таких полномочий местным Советам Верховной Радой должна быть закреплена законодательно.

Нельзя из не патриотов, проживших таковыми большую часть жизни, сделать патриотов – это нереально. Но молодежь можно и нужно воспитывать патриотами. И это получится, если не лишать людей права выбора.

Что касается тех, кому очень хочется в Россию, я бы посоветовала забыть о том, что можно взять с собой часть Украины в виде ручной клади. А еще, предлагаю подумать о том, что Гоголь и Булгаков, Соловьев и Вернадский принадлежат обеим культурам – и украинской, и русской. Впрочем, это требует отдельного исследования.

Но вот что любопытно: те самые граждане, которые голосовали за кандидата от власти, очень недовольны тем, что новая власть не спешит никого сажать, подозревая сговор между победителями и побежденными. Все жаждут крови или хотя бы арестов. Homo sovetiсus по-прежнему демонстрируют оруэлловское двоемыслие. Власть пала – да здравствует власть!

В этом смысле восточные регионы – не бойцы и не оппозиция.

И будет очень плохо для страны, а значит и для всех нас, если новая власть примет это к сведению и воспользуется этим.

Тогда демократии нам не видать.

 Поділитися